На втором дне я не был, потому что была среда. Поехал на третий, в пятницу.
Символ фестиваля в текущем году - насекомые. Поэтому на билет ставили печать с их изображением - каждый день разным. Были там кузнечик, муравей, жук и ёлка, которая хоть и не насекомое, зато общий символ фестиваля.
Милые декорации на входе
Фото я почти не делал, и причин тому миллион. Например, я абсолютно не умею снимать, фотик у меня никакой, не хочется мешать музыкантам вспышками, а себе - отвлечением от музыки. К счастью, мой друг, который может быть вовсе даже и не фальшивый панк, а фальшивый эмо, не только сам делал фото, но и нашёл снятое другими в нете. Фото со стилизацией рамки принадлежат человеку по имени Gatis Graudins, и я их для этой записи позаимствую в соответствии со своими воззрениями о том, что всё в интернете можно использовать так, как позволяет лицензия CC NC-BY-SA, если автор явно не запретил.
Билет с печатями
Приехал я очень-очень рано, благодаря не тому билету (злой рок какой-то). Я успел пройтись по рижскому базару, впечатлившись обилием овощей, фруктов и хорошей погодой. После этого приехал на десять минут позже официального начала, но внутри даже ничего не думало закипать. Напротив, я зашёл без билета и тупо ходил туда-сюда, пока меня мягко и культурно не выпроводили из большого зала, где настраивались музыканты.
В строгом соответствии с принципами контр-культуры, фестиваль проходил вот в таких весёлых зданиях
В конце-концов в электронном зале (поменьше размером) начал свой сет турецкий дяденька среднего возраста Analogue Suicide, причём людей было человек 20, и даже не завешены окна. Услышали мы шум аналоговых синтезаторов на фоне старого японского ужастника (я это слово так пишу, и мне плевать, что вы думаете по этому поводу). Ужастник мне понравился, хотя я их вообще принципиально не смотрю (не нахожу удовольствия), а музыка - не очень, слишком скучно, просто неагрессивный нойз без перчинки. Поэтому лучше упомяну сюжет фильма.
Кадр из фильма
В нём молодому человеку мерещится, что он - существо из трубок и проводов. А потом ему кажется, что такое существо - девушка, с которой он познакомился. В итоге оказывается, что монстр всё-таки он, и буром, который у него на месте полового члена, он засверливает девушку до смерти.
Рядом, на притоке Даугавы
Следующим выступал латвийский музыкант Kodek. Это был молодой человек, который зверски танцевал и колбасился под брейккоррную нарезку попа, металла и прочих жанров.
Kodek
Энтузиазму можно позавидовать, но музыка такая же скучная, как у предыдущего товарища. Если у первого был недостаток разнообразия и унылость основной идеи, то у этого наблюдался переизбыток, вкупе с точно такой же унылостью основной идеи. Шинкование гор чужой музыки не может заменить творческое мышление, как бы это пафосно не звучало. Кроме того, после Sataniccultworkshop в этом жанре трудно сказать что-то новое.
По центру висит рекомендация покинуть зал, если для вас слишком шумно
После Kodek выступала украинская девушка Екатерина Zavoloka. Она - большой мастер, поэтому выступления ждал с нетерпением. К сожалению, толпы, которые присутствовали на Kodek, внезапно рассосались без видимой причины. Зато это позволило мне сесть прямо в центре на стульчик и вдохновенно слушать электронику с очень оригинальной ритмичной структурой и фонов в виде сильно растянутых и искажённых украинских этнических песнопений.
Zavoloka
Музыка Катерины не слишком липнет к ушам и душе, зато даёт пищу уму. Жаль, кроме меня сет оценили только два русскоязычных чувака. Мы с ними после выступления кричали "охуенно". Один из них, музыкант по имени Вячеслав, был с Заволокой знаком и немного поговорил, а я, лично выразив своё восхищение музыкой в начале разговора, далее скромно стоял сбоку и подслушивал.
Zavoloka @@ Skaņu Mežs 2008, Riga, Latvia from Vladekk on Vimeo.
Как оказалось потом, электронный зал опустел потому, что народ ушёл в большой зал - там начал свой сет проект Antarktīda. Он представляет из себя сотрудничество Gas of Latvia, про которого я писал в прошлом году, а также шумовика по имени Jēkabs Voļatovskis и вокалиста по имени Imants Daksis.
Антарктида для пущего эффекту обдувала слушателей ветерком
Один из товарищей гудел синтезатором с надписью "Электроника" по-русски, второй - гудел гитарой, а вокалист гудел голосом, если можно так выразиться. Судя по брошюре, Имант известен психоделическим фолком и попом, а Gas Of Latvia продюсировал его альбом. Из надписи на сайте : "Миру нужен шаман" можно примерно понять, какое направление деятельности он избрал.
Шаман
Я пришёл в конце выступления, когда и инструментальщики тоже подошли к микрофону и стали издавать длинный тянущийся звук шаманического толка. На том и закончили.
Музыканты помогают вокалисту
Кстати, уже несколько человек мне сказали, что выступление Gas Of Latvia и сотоварищи в прошлом году, которое я так расхвалил, большинством расценено как абсолютно провальное. Впрочем, среди этих людей поклонник инди-рока placebokid и любительница танцевально-экспериментального коллектива Mouse On Mars, так что спишем такие мнения на вкусовщину.
Тем временем, в электронном зале тоже что-то готовилось, но меня там не было, поэтому продолжу рассказывать про главный зал. В нём нам показали прямоугольники и полоски под драм-машину Optical Machines, чья хитрая машинерия в виде лампы и разнокалиберных сеточек была связана с синтезатором. Свет лампы проецировался на экран, а сетки, передвигаемые одним из участников коллектива, поток фотонов модифицировали, создавая различные паттерны, причём связанные со звуком.
Хитроумные приспособления Optical Machines
Optical Machines @@ Skaņu Mežs 2008 from Vladekk on Vimeo.
Проще показать, чем рассказать, в самом деле. В фрагменте две части длиной по 30 секунд каждая.
Муызканты, выступавшие после любителей оптики, затребовали чтобы публика стояла, потому что так надо для правильного восприятия их музыки. Я уже было подумал, что будем танцевать, но угорожающее название сета это мысль несколько затушило.
Haswell & Hecker UPIC Diffusion Session (Warp Records, Warner)
Как оказалось, я был прав по обоим пунктам, каким бы странным вам такое заявление не показалось. Товарищи Хасвель и Хекер - специалисты по дигитальному нойзу, но не простому, а лазерно-световыми эффектами. На сей раз название сета идеально соответствует его содержанию - это действительно была сессия проникновения нойза в мозг, обеспеченная запредельной громкостью, вездесущими зелёными лазерами и отсутствием стульев.
Несмотря на всё это, а может и благодаря этому, я не особенно проникся. Вроде как и крайне мощно, профессионально и проникновенно (каламбур), но не вставляет. Может быть, надо было принять допинга, но я с нового года ничего не пью, а ничего крепче кофеина давно не употребляю и подавно. Зато кофеин - в больших количествах - как минимум три кружки крепкого чая в день. А на фестивале я пил зло, то есть Coca Cola Zero, и почти первый раз в жизни - энергетики, причём исключительно во временных целях поддержания бодрого состояния тела и разума. Чтобы вы прочувствовили, как интенсивен был сет, и как у меня после него болели уши, я вам выложу видео длиной в два раза больше, чем обычно. Смотрите целиком, там всё разное.
Haswell & Hecker UPIC Diffusion Session @@ Skaņu Mežs 2008 from Vladekk on Vimeo.
После шумовиков-затейников, выливших на нас ушат холодного цифрового нойза гламурной эпохи, выступали Lokai, но про них и хедлайнеров - завтра. Кстати, первый пункт про танцы справедлив потому, что под эту музыку в конце сета девушка танцевала медляк. Воистину, крепки духом посетители Леса Звуков.
Слушатели